1 (2016-08-06 13:26:27 отредактировано DVS)

Тема: Взгляд с причала Петергофа на Кронштадт – то, о чем не рассказывают …

Взгляд с пристани Петергофа на Кронштадт – то, о чем не рассказывают …

«Санкт Петербург – это город-крепость, абсолютно неприступный с моря»! Это выражение уже давно стало аксиомой. Это знают, об этом говорят, этим гордятся или об этом хотя бы раз слышали, наверное, все живущие в России и очень многие иностранцы. Однако, когда, как, благодаря чему и при каких условиях появилась эта аксиома – известно очень немногим, и, почему-то об этом молчат все – от начинающих экскурсоводов до маститых историков, многие книги и энциклопедии, «за бутылкой» и на заседаниях. …

Лично мне – это очень странно и непонятно! Ведь история этого – известна, славна и удивительна, но, вероятно из-за фактического отсутствия в ней «грудьюнаамбразурства», массового героизма и обильных при этом жертв, принесенных на алтарь Победы, и, как следствие – трудности извлечения героико-патриотической выгоды, историю этого рассказывают редко. … Незаслуженно редко!


Петергоф (он же Петродворец) – один из самых ярких бриллиантов в ожерелье достопримечательностей Санкт Петербурга (да и все России)! Сравниться с красотой Петергофа даже в мировом масштабе может разве что только французский Версаль, да и то – лишь в нескольких «дисциплинах».

Отправляться в Петергоф лучше (и правильнее!) всего – на «Метеоре» (теплоход на подводных крыльях) от Дворцовой или Адмиралтейской пристаней. Пусть короткое (около 45 минут), но красивое и запоминающееся, морское путешествие финиширует у «Петергофского причала» - выдающейся на пару сотен метров в Финский залив мола, построенного ещё в Екатерининские времена. С причала открывается вид на совершенно фантастический по красоте морской пейзаж Финского залива, острова Котлин и Кронштадта. Очень жаль, что некоторое время назад непонятно зачем с причала демонтировали подзорные трубы и дальномеры, через которые (опустив в окошко 15 копеек в советские времена, а в недавние - 5 рублей) 5 минут можно было обозревать окружающее пространство «вооруженным глазом», видя всё «как на ладони».

Конечно же в первую очередь (и во-вторую, и в-третью))) смотрят на Кронштадт, над которым величественно сияет огромный золотой купол недавно наконец отреставрированного Морского Собора Кронштадта. Вместе с неторопливо проходящими по «южному фарватеру» (есть ещё «северный», но он слишком мелок для больших судов) гигантскими круизными лайнерами, брутальными сухогрузами и длиннющими танкерами, рождается фантастическое действо, завораживающее своими масштабами и величественностью! На это можно смотреть часами, сутками, месяцами … и всегда взор будет открывать что-то новое …

Однако вряд ли кто-то остановит свой взгляд на двух, в летнем мареве кажущихся бесформенными, темных объектах, как с десяток других вокруг, возвышающихся над гладью моря чуть левее Кронштадта. Экскурсоводы также не удостаивают эти объекты своим вниманием, поэтому ни у кого даже мысли не может возникнуть, что перед нами – ГОРДОСТЬ РОССИИ исторического масштаба!!!

Эти два темно-серых объекта – форты «Александр I» и "Павел I". Именно они 161 год назад, опрокинули ход истории России, а возможно, и наоборот – не позволили произойти исторической катастрофе!!!

http://dongfeng-club.ru/extensions/image_uploader/storage/281/thumb/p1apdmu1fg1l7e2cgs221t6368t1.jpg

Английский флот под флагом адмирала Нэпира появился в водах Балтики в марте 1854 г. Его действия начались с нападений английских крейсеров на русские купеческие суда, причем с первых же дней войны англичане стали применять, как правило, пиратские приемы: при приближении к русским купеческим судам английские крейсера поднимали русские флаги или флаги нейтральных держав.
Спустя два месяца к Нэпиру присоединилась французская эскадра вице-адмирала Персеваля-Дешена с многотысячным отрядом десантных войск. В состав англо-французского флота входили 26 парусных и 41 паровое судно. В числе паровых судов было 14 винтовых линейных кораблей, 10 фрегатов и корветов, 17 пароходо-фрегатов. Соединенная англо-французская эскадра имела 3 450 орудий, т. е. по артиллерийскому вооружению превосходила весь русский Балтийский флот. Основная цель соединенного флота противника заключалась в уничтожении Кронштадта и прорыве к Петербургу. В директиве французского морского министра вице-адмиралу Персевалю-Дешену прямо указывалось, что он обязан сообщать в Париж «все сведения о возможности подхода к Петербургу, чтобы нанести по этой столице большой удар. Эта операция должна быть одной из самых первых и интересных для нас...». Аналогичные указания были даны и английским Адмиралтейством адмиралу Нэпиру. 8 июля 1854 года соединенная англо-французская армада прошла в Финский залив и направилась к острову Котлин и Кронштадту …

Луи Бартелеми Карбонье (он же Лев Львович Карбонье) в 1820-х годах разработал проект двух морских фортов для укрепления обороны южного фарватера. По форме форты должны были представлять собой лежащие горизонтально торы, изогнутые по форме бобового семени, благодаря чему в любой точке крепостная стена имела бы поверхность двоякой кривизны, что должно было вести к рикошету круглых ядер. В стенах, выходивших на внутреннюю сторону форта, предполагалось устроить бойницы для борьбы с возможным проникновением десанта противника. В цокольной части стены предполагалось устроить помещения для размещения пусковых установок ракет (!).
После смерти Карбонье, в 1836 году, специальный комитет во главе с инженер-генерал-лейтенантом Корпуса путей сообщения Жан-Антуан-Морисом Дестремом усовершенствовал план фортов. Строительство началось в 1838 году после утверждения нового проекта императором Николаем I под руководством инженер-полковника Михаила Фон дер Вейде. Под основание будущего форта «Император Александр I», чтобы укрепить землю, было забито 5335 12-метровых лиственничных свай (паровых молотов и прочего оборудования тогда ещё не существовало!), пространство между которыми заполнили бетоном на основе гидравлической извести. По бетону начали кладку гранитных блоков. Летом 1842 года началась кладка стен из специально отобранного кирпича. Затем форты по всему периметру были одеты гранитом. Торжественная передача форта «Император Александр I» от строительного департамента состоялась 27  июля 1845 года, форт был назван в честь брата Николая I — императора Александра I
http://dongfeng-club.ru/extensions/image_uploader/storage/281/thumb/p1apdn044n1i57155a1lpc1qlqd5b3.jpg



Форт «Император Павел I» (начальное название «Рисбанк») был построен в 1807—1859 годах (Николай I и К. Я. Зверев)
Да-да, не удивляйтесь - в конструкцию форта вложил свои инженерные знания император Николай I, предложивший оригинальное и удачное решение нового строительства внутри ряжевой преграды, оставшейся после разборки существовавшего ранее сооружения. Форт был облицован гранитом, причём облицовка составляла 2/3 от общего объёма стен. Николай остался доволен работой, а рабочие удостоены похвалы: «Вы камни мечете, как бисер»
К началу Крымской войны Главный директор Инженерного департамента Ден И.И. смог доложить, что сооружение форта «Рисбанк» подходит к концу. Удовлетворённый Император повелел дать форту имя «Павел I»

http://dongfeng-club.ru/extensions/image_uploader/storage/281/thumb/p1apdn19v4e55p9g1gjm1e0m1os6.jpg

В годы своего существования «Император Павел I» был самым крупным и внушительным морским фортом мира, являвшимся ключевым на Большом Кронштадтском рейде.

Чтобы Вам было проще представить размеры фортов – «Император Александр I» в 3 раза (В ТРИ!) крупнее известного по приключенческим шоу форта «Байярд»!!!

http://dongfeng-club.ru/extensions/image_uploader/storage/281/thumb/p1apdn0gjm1uj21n4r10u09moloq4.jpg
http://dongfeng-club.ru/extensions/image_uploader/storage/281/thumb/p1apdmvm3o1aevrpt13kttr1k432.jpg

К лету 1854 года суммарное вооружение двух фортов составляло 365 орудий главного калибра самой современной конструкции с превосходной для того времени баллистикой и дальностью боя, а также около 180 орудий вспомогательного и противодесантного калибров. Форты были оснащены по последнему слову техники тех времен – вплоть до только что изобретенной телеграфной связи. В то время ещё не существовало не только систем, а даже методик группового управления стрельбой таким большим количеством орудий. Однако для управления стрельбой фортов (по рассказам знатоков истории русской артиллерии) была выдумана очень интересная схема – каждому орудию главного было присвоено название … по дням года!!! Например: «С 5 апреля по 7 марта! Залпом! ПЛИ!». С помощью проводного и прожекторного телеграфов командованию обороной стало возможным управлять огнем орудий обоих форов одновременно. Разумеется, служить на фортах «их Императорских Величеств» отправляли самых опытных артиллеристов.
Форты «Александр I» и «Павел I» имели не только артиллерийское вооружение, но и сверхсекретное русское изобретение тех времен – гальванические морские мины, сконструированы знаменитым инженером Якоби. Морскими минами были защищены все морские подходы к фортам, а с помощью быстроходных паровых катеров (понятия «минный загородитель» тогда ещё не существовало!))) за короткое время можно было наглухо заминировать часть южного фарватера, по бокам которого форты и были расположены.

6 июля 1854 года соединенная англо-французская армада, миновав Толбухин маяк, начала втягиваться в южный пролив между о.Котлин и южным берегом. Самоуверенность британских и французских адмиралов была столь высока, и поэтому небрежность столь велика, что эскадра вошла в пролив без проведения какой бы то ни было разведки! … Каков же был ужас и отчаяние наступающих, когда утренний туман (частое на летней Балтике явление) осел и перед ними, ощерившись сотнями стволов, открылись две гигантские гранитные твердыни, о существовании которых никто из командования эскадрой не знал и даже не подумал узнать заранее  – форты «Александр I» и «Павел I». …

Стало ясно, что гигантская эскадра, подобно огромному неуклюжему зверю, угодила в смертельный капкан: - 365 крепостных орудий в течение нескольких минут были способны отправить на дно любой самый мощный корабль эскадры, поэтому идти «напролом» было равноценно самоубийству. Мысли о высадке десанта пришлось оставить после того, как на берегу заметили несколько казачьих разъездов (память о «Русских Казаках в Париже в 1814 году» в то время у французов была ещё свежа), активно наблюдавших за действиями эскадры.

После того, как 8 июля 1854 года три фрегата, посланных разведать фарватер для обхода острова Котлин с севера, подорвались на морских минах и затонули, ещё два корабля без видимых причин взорвались прямо на рейде (есть мнение, что это был результат работы первых российских боевых плавцов), трехсуточное «Великое Стояние», как прозвал его адмирал Нэпир, пришлось прекратить. Не добившись никакого успеха, потеряв несколько кораблей, 9 июля 1854 года соединенная англо-французская эскадра была вынуждена развернуться и уйти из Финского залива, а Санкт-Петербург стал навечно считаться всеми «КРЕПОСТЬЮ, АБСОЛЮТНО НЕПРИСТУПНОЙ С МОРЯ»!

Самое важное то, что во время всех этих событий – ни один из фортов не сделал ни одного выстрела, не потерял ни одного бойца!!!

В последующие годы судьба фортов сложилась по разному …

К 1880-м годам форты «Александр I» и «Павел I» были выведены из состава Крепости Петра Великого и стали использоваться для складских и вспомогательных нужд.

В конце XIX века многие страны мира охватила так называемая третья пандемия чумы. В 1897 году на базе Императорского института экспериментальной медицины была создана «Особая комиссия для предупреждения занесения чумной заразы и борьбы с нею в случае её появления в России» (КОМОЧУМ).
Уединённый форт «Александр I» оказался наиболее подходящим местом для размещения Особой лаборатории (станции) по производству вакцины с использованием лошадей в качестве рабочего материала. Форт был реконструирован в 1897—1899 годах в основном за счёт средств принца Александра Петровича Ольденбургского. Его оборудовали паровым отоплением конюшен, лифтом для подъёма животных и печью для их кремации. 27 июля 1899 года состоялось торжественное освящение станции. После этого на форте поселилось несколько врачей, в числе которых были Д. К. Заболотный, Н. М. Берестнев, М. Г. Тартаковский. Для связи с внешним миром учёным форта был выделен маленький пароход под названием «Микроб». Несмотря на строгий контроль, на территории лаборатории было две вспышки чумы: в 1904 году — погиб доктор В. И. Турчинович-Выжникевич и заболел, но был вылечен фельдшер С. Поплавский, а в 1907 году — погиб доктор Мануил Фёдорович Шрейбер и заболел, но был вылечен доктор Л. В. Падлевский.
После этого даже после упразднения лаборатории за фортом осталось неофициальное название «Чумной форт».
С началом Первой мировой войны научные исследования в «Особой лаборатории…» почти прекратились, а большинство учёных было призвано в армию. Февральская революция 1917 г. привела к отставке А. П. Ольденбургского с поста попечителя ИИЭМ (9 марта). В конце 1917 г. культуры возбудителей чумы и холеры были вывезены в Саратов, где осенью 1918 г. был создан первый в стране противочумный институт «Микроб».
С 1923 года форт «Александр I» снова перешло в руки военных, которые создали там склад минно-трального оборудования. … К 1983 году форт была заброшен. Примерно тогда же во время съёмок фильма «Порох» в результате нужного по сюжету пожара форт полностью выгорел (!!!).
В 1990-е годы власти Кронштадта неоднократно сдавали его территорию под рейв-дискотеки и «опен-эйр»-мероприятия.

В конце XIX века и позже форт "Павел I" использовался для хранения корабельных мин и торпед.
В 1919 году во время восстания на форте «Красная Горка», мятежники взорвали на форте «Павел I» мины, что было использовано ими в качестве сигнала для предполагаемого восстания в Кронштадте. При взрыве форт получил серьёзные повреждения, однако окончательно его разрушение произошло четырьмя годами позже.
19 июля 1923 года 30 матросов крейсера «Аврора», высадившиеся на форт после шлюпочных учений, оттеснив малочисленную охрану, из хулиганских соображений вызвали взрыв корабельной мины. За этим последовал пожар и взрыв 30 000 корабельных мин, а также взрывчатых веществ для снаряжения снарядов и торпед. Форт горел и взрывался в течение суток. Куски сцементированного кирпича долетали до городов Кронштадт и Ораниенбаум. В радиусе 25 км от них гибли люди. Все стёкла в городах были выбиты. Этот эпизод в истории Балтийского флота впоследствии стал известен как героическая, но неудачная попытка ликвидации возникшего по не называемой причине на форте пожара.

http://dongfeng-club.ru/extensions/image_uploader/storage/281/thumb/p1apdn1keiubm1q48r0tq8v168u7.jpg

После этого остатки форта использовали как мишень во время учений. Сейчас от мощного и красивого форта остались лишь цоколь фронтальной части стены и полуразрушенная лестничная башня. Существует проект строительства на базе форта архитектурной композиции «Морские ворота Санкт-Петербурга», но в свете традиционно-патологической тяги к самообогащению, к сожалению, свойственной властям Питера ещё с советских времен (как москвич и любящий Питер гражданин - имею право так сказать), об этом приходится только мечтать ...

http://dongfeng-club.ru/extensions/image_uploader/storage/281/thumb/p1apdn0tme1i543h3jm315dr1vtr5.jpg
http://dongfeng-club.ru/extensions/image_uploader/storage/281/thumb/p1apdn22fkc021fc41n5b1hb4ae58.jpg
http://dongfeng-club.ru/extensions/image_uploader/storage/281/thumb/p1apdn2i1e1fm2tnh1uhv1416lcj9.jpg


Уверен, что теперь, посещая Петродворец, Вы более зорко будете вглядываться вдаль … А ещё лучше – выделить день и посетить с экскурсией Кронштадт. …

Но это уже другая история …  ad


http://dongfeng-club.ru/extensions/image_uploader/storage/281/thumb/p1apdndj81ovfqhlpqg1ojm1jcsa.jpg

P.S.
Извините, что кое-что взял из Википедии - это для краткости ... ah

"В наше время верить нельзя никому ...
Иногда нельзя верить даже себе ...
Мне - можно!"
Мюллер (в исполнении Леонида Броневого)
Спасибо сказали: dok, bah26, dimbnz, Rad1st, korsikov68, 65240142, Kvalme, admin, Nick, Alacrevetka10