Вот навоял так сказать как обещал, правда без матюков:
Мануал это "поваренная" книга водителя, т.е. опираясь на него и сервисную книжку можно самому определиться, что нужно и можно твоему автомобилю.
Исходя из мануала и некоторых предпочтений ОД (подтвержденными представительством DFM) можно прямо смело определиться какое масло можно лить в мотор нашего автомобиля DFM A16.
Что-же нам залить и как выбирать? Вопрос не праздный и очень серьезный, и в плане "мозгового штурма", и в плане определиться.
Что говорит нам мануал? А он говорит о том, что завод производитель рекомендует (читай настаивает) к использованию подтвержденные компанией DFM масла 5W-30 АСЕА A5/B5 или 0W-40/5W-30 API SL (SJ) и выше. В принципе все ясно и понятно, но есть нюансы. К примеру у ОД, по документам для внутреннего пользования на равне с этими маслами разрешено использовать и другие масла, ну например АСЕА С3 и С2 и С1 что кстати подтверждает и уважаемый DVS, ну а не верить ему по мне, повода нет. Да и в классификациях 0W-40/5W-30 API SL низкозольные масла присутствуют, так что не к чему придраться в принципе и заливать их можно.
Но если не брать во внимание, то что написано для ОД и рекомендовано ОД, а только мануал, то выбор у нас очень большой и без ILSAC и C3, С2, С1…
Ну если о вязкости, то прописаны в мануале по SAE 5W-30 и 0W-40 и как мне кажется, большинство имеет представление о вязкости как таковой, т.е. чем меньше цифры, тем жиже масло, говоря грубо, то с остальными букафками не так все прозрачно...
Так что это за масла АСЕА A5/B5? Это стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HT/HS от 2,9 до 3,5 мПа·с). Показатель HT/HS (High temperature/High shear viscosity) — вязкость масла в условиях высокой температуры и большой скорости сдвига. Обычное масло при температуре 150О С остается достаточно вязким (HT/HS > 3,5 мПа·с), при этом топливо не экономится, но обеспечивается нормальная защита двигателя. Если же при этих условиях вязкость снижается больше (HT/HS от 2,9 до 3,5 мПа·с), детали мотора перемещаются легче, обеспечивая экономию горючего. Поэтому такое масло называют энергосберегающим. Но, как нетрудно догадаться, при этом одновременно снижается толщина масляной пленки, которая должна защищать детали от износа при высоких температурах.
Заведомо негативно относиться к энергосберегающим маслам не стоит. Ведь некоторые двигатели разработаны именно «под них». В основном это моторы японских автопроизводителей. Лишь эти масла могут легко поступать к узлам трения по их узким маслопроводам. Ресурс таких двигателей от этого не сократится. Энергосберегающие масла можно применять только в том случае, если они рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля! Ну и исходя из мануала, мы делаем вывод, что и наш мотор рассчитан именно под эти масла, в том числе.
Что-бы не возникало вопросов лишних, то нужно иметь в виду, что в те моторы в которые в мануале прописаны масла АСЕА А5/В5, то масла по АСЕА А3/В4 применять можно, но если в мотор прописаны масла только А3/В4, то А5/В5 применять нельзя.
В нашем случае и в нашем моторе (А16) и одни и другие масла можно применять без оглядки на неготивные последствия.
Теперь остановимся на маслах из нашего мануала API SL (SJ) и выше. АРI, это классификация масел Американского Нефтяного Института. Под эту классификацию, так-же попадают очень много масел. Это по АРI SJ, SL, SM, SN. И как полнозольные АСЕА А3/В4, так и низкозольные АСЕА С1, С2, С3 и тот-же ILSAC GF-3, GF-4, GF-5 так как требования к классам, к примеру API SL во многом совпадают с классом ILSAC GF-3, но GF-3 обязательно является энергосберегающим. Про ILSAC чуть ниже.
Исходя из всего выше приведенного, то имеем мы в «сухом остатке» очень дофига масел которые могут быть использованы в нашем авто и с одной стороны это радует, а с другой огорчает, так как от такого выбора мозх может взорваться. Что-бы этого не случилось нужно просто определиться какое масло будет устраивать пользователя. И вот с этого момента чисто мое имхо:
Т.е. если человек хочет ездить полный межсервисный срок (10000 км), ну или ему в лом менять чаще масло, то ему нужно отбросить масла малозольники имеющие на банке надписи АСЕА С1, С2, С3, С4 и ILSAC, так как по любому в низкозольных маслах будут срабатываться присадки быстрее, потому что их просто элементарно меньше. Короче говоря этому человеку нужно присмотреться к маслам по АСЕА А5/В5 или АСЕА А3/В4 без буквы С. В этих маслах как правило полнозольний пакет с высоким щелочным числом до 10 и даже выще, большим количеством моющих присадок- детергентов, дисперсантов. Поэтому они просто дольше сопротивляются старению масла. Но есть один небольшой негатив в использовании этих масел, это в большей степени приверженность к образованию нагара на поршнях и кольцах, чем у малозольных масел. Но это актуально, если перекатывать на масле, если-же менять вовремя с учетом условий эксплуатации, то этого можно избежать и по этому поводу не заморачиваться.
Ну а если вам хочется, что-бы и нагара на поршнях было меньше и катализатор жил дольше, двигатель урчал тише, то масла у которых в клссификации по АСЕА есть в том числе и букафки С3, С4, но нужно понимать, что такие масла в наших условиях живут меньше и поэтому менять их нужно чаще. Масла АСЕА С1 и С2, это все-же энергосберегающие, т.е. обеспечивающие низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Короче А5/В5 с малозольным пакетом., это тоже нужно иметь в виду при выборе. Но опять-же, все это работает лишь тогда, когда масло вовремя меняется. Если же перекатывать и ездить на практически мертвом масле, то нагар, лак Вам обеспечен и на малозольнике в том числе.
И немного об полусиньках, а они могут быть SAE 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40 и подходить под классификации в нашем мануале. Опять-же имхо, бояться их не следует. По пакету они в принципе будут не хуже чем типа синьки. Ну может полимерный загуститель по дешевле, отсутствие молибдена к примеру. Основным отличием полусинек от синек является наличие базы попроще. Чем это черевато? А тем что чем проще база, тем ниже термоокислительная стабильность, то есть большая склонность к образованию нагаров и лаков. Полусиньки стоят между типа синьками и минералкой по этому показателю, поэтому, что-бы избежать образования гуталина в моторе, нужно менять вовремя масло и также как и на малозольнике на сокращеных пробегах и будет Вам счастье. Кстати себе прикупил на пробу полусиньку Dradon 5W-30 SN/ILSAC GF-5, хочу летом залить на 5 тыс пробега.
Теперь об ILSAC:
Эти масла хоть и являются энергосберегающими как А5/В5, но все-же отличаются от них не только щелочным числом, но и вязкостью в условиях высокой температуры и большой скорости сдвига. При 150* HT/HS от 2,6 до 2,9 мПа·с. Т.е. маслянная пленка у этих масел еще тоньше, чем у А5/В5, говоря грубо. Кстати если быть до конца объективным, то у масел ILSAC пакет хоть и малозольный, но как правило имеет больше противоизноски в виде молибдена и бора к примеру, что по мне так нивелирует разницу толщины пленки с А5/В5. Хотя в принципе, что в мануальном АРI SL и выше, что ILSAC GF-3 и выше, практически одного поля ягода, но все-же различие есть, это энергосберегающие свойства. Да и в мануале прямой ссылке на масла ILSAC нет. Поэтому, имхо конечно, использования их вне заливки под игидой ОД, все-же является сугубо личным решением. Поэтому советовать их, как-бы не есть правильно, на мой взгляд. Во всяком случае пока нет официального подтвержения, что их можно использовать.
Ну теперь давайте обобщим, то что я здесь нарисовал с точки зрения имхи дилетанта:
А получается "картина маслом» такая. Кто меняет масло сам и не расчитывает на ОД, то если авто от замены до замены катает 10000 км нужны масла АСЕА А5/В5 или АСЕА А3/В4, API SL или SM или SN.
В принципе не сложно выбрать по таким критериям масло. Но масла АСЕА А5/В5 по мне менять максимум на 8000 км пробега.
Если менять масло не более чем на 7000 км пробега, то пойдут масла АСЕА А3/В4/С3, АСЕА С1, АСЕА С2, АСЕА С4 и API SL или SM или SN.
Но все-же масла АСЕА С1, АСЕА С2, я бы менял еще на меньшем пробеге, на 6000 максимум. Подчеркиваю, это мое ИМХО.
Ну а кто обслуживается у дилера, тому не стоит заморачиваться этой темой пока он на гарантии. ОД решит за Вас что заливать и когда.
По маслам ILSAC я уже выше написал, могу лишь добавить, что лично я уже заливал и буду заливать их, мне понравилась работа мотора, да и связка мотор-коробка. Но пока не подтвержденна информация о том, что официально представительство дает зеленый свет таким маслам, то рассматривать и тем паче советовать их не буду, хотя так и подмывает это сделать. Правда есть один пример, что ОД льет ILSAC на этом форуме, но все-же один, в поле не воин.
Выскажу еще свою имху по поводу вязкости масел в наш мотор. Все-же в VVT моторы лучше заливать масло в вязкости XXW-30. Как-бы это не я придумал. И по сезонности, к примеру в АВЕСе очень хитро подошли к маслам в Дуню. Они заливают, или 0W-30 или 5W-30, что в принципе обоснованно, они двумя маслами перекрывают потребность зимней и летней заливки. А зимой конечно нулевка будет получше. Ну на югах у нас не так это актуально, но в Московском регионе, вполне оправдано.
Я намеренно пропустил тему про базовые масла и присадки, так как все-же нас интересуют товарные масла и критерии выбора товарного масла. Да и если начать в эти дебри залазить, то заблудишься напрочь.
Тем кого заинтересовала тема масел и его подбора, могу порекомендовать две небольшие статейки в которых очень не плохо описано про масла и спецификации.
http://www.avtonov.svoi.info/oil.html и еще http://www.avtonov.svoi.info/oilsyst.html
Сразу извиняюсь за ошибки и за то что высказываю свою имху. Не претендую на истину в последней инстанции, чисто писанина человека с небольшими знаниями в этой области и с определенным, личным пониманием этой темы. Не пинайте сильно. Если что-то заинтересует конкретно по брендам или еще по чем, рад буду помочь как в личке, так и на общем форуме. Всем удачи в деле выбора и юзания масел в нашем моторе.
Серый DFM H30 cross АT, 2015г. Пробег 107000 км.
Спасибо сказали: DVS, dok, Eldar, dimbnz, bah26, тов.Сухов, dvteam, Alexander, a.filippenkov, korsikov68, xjlon4uk11