Здравствуйте Дружищи dok, Эдуард и друзья-форумчане!!!
Эх! Опередили Вы меня ... ... Поэтому сейчас без иллюстраций, но "как только - так сразу"!!!
Эдуарду - огромное СПАСИБО за наиболее подробное описание вопроса "рычания" DFMов. А то мы со спецами всё никак не могли понять - что это за эффект. После рассказа Эдуарда о выпирании-вжимании плоского с ребрами жесткости элемента впуска ("крышки" - так и будем называть благодаря dok'у) и осмотре его доработки пришло понимание - мы со спецами искали не там.
Кстати, Эдуард, к Вам вопрос - моё исполнение Вашего варианта этой доработки - возымело ли действие??? Спрашиваю потому, что от Вашего ответа зависит - в правильном ли направлении движемся ...
dok! Вам огромное СПАСИБО за оперативность внедрения модернизации, смелый и рациональный подход к реализации (крепче Poxipola даже не знаю что и держит))) и исполнению!!!
Друзья! Всё что я далее расскажу - ни в коем случае НЕ отменяет Ваши доработки, проекты и внедрения!!! Итак ...
Тем же прекрасным субботним вечером после окончания "Первого Съезда DFMоводов" мы сели "в кружок" с техспецами СТОА и обсудили-обдумали проблему "рычания" по-новому. И начали со слов Вашего, Эдуард, отца (Игорь, ему пламенный Привет!) о том, что вроде как на Вашем H30 Cross даже начало "сечь" уплотнение между (назовем его так) первичным фрагментом системы впуска (как раз в состав которого и входит"крышка") и следующего, вторичного элемента. Всё это очень уж характерно указывает на то, что в первичном элементе создается слишком большое разряжение воздуха, а значит, его движению "где-то там" создается помеха.
В поддержку этого мнения играет и то, что "крышка" - то вспучивается, то вжимается!!! Это указывает, что внутри "коробки" (над которой "крышка") создаются стоячие волны гармонических колебаний давления воздуха!!!
Чуток теории ... Движение воздуха внутри системы впуска - очень (!) сложный (!!!) процесс!!! Вроде бы - ерунда - воздуху всего лишь надо пройти каких-то 40-50 см до двигателя и пройти всего-то через воздушный фильтр??? На самом деле всё сложнее ... Ведь двигатель постоянно меняет свои обороты, а значит, и скорость воздуха и все аэродинамические процессы - постоянно меняются на всём протяжении этих 40-50 см. ...
Проделайте опыт ... Возьмите в рот (ну не прикалывайтесь над этим выражением - лучше, правда, не нашел!!! ) длинную трубку - метр или более длиной и сечением до 1 см. Вдохните полные легкие воздуха, после чего резко выдохните его в эту трубку, и ... в самый-самый последний момент резко закройте край трубки языком .... Что будет? ... Будет не больно! Но Вы явно почувствуете, как летящий по трубке воздух, по инерции, затягивает внутрь и язык!!! Иначе говоря - воздух обладает массой, и, разогнавшись до больших скоростей, импульс, кинетическая энергия этой массы оказывается весьма большими!!!
При движении воздуха внутри трубы (любой) всегда возникают гармонические колебания, состоящие из последовательности зон пучности и разряжения. Если знать скорость потока воздуха в трубе, прочие параметры, то, подобрав длину трубы, можно (удивительно, но факт!!!) продувать через нее воздух почти без сопротивления! Но ... Стоит буквально чуть удлинить или укоротить трубу - и воздух вдруг получит явное сопротивление - прокачивать его станет заметно труднее.
Процесс очень похож на подбор объема "ящика" для сабвуфера. На каких-то частотах саб играет, сотрясая окрестности, но другие частоты - почти не слышны.
И вот мы плавно подошли к пониманию, что внутри системы впуска существуют резонансные явления.
Немного в сторону, да и Вам, надеюсь, будет интересно ... "Вышку" я получал в МАМИ. В коридоре кафедры ДВС (Двигателей Внутреннего Сгорания) были представлены в "разрезанном" виде все двигатели нашего автопрома и не только. Конечно наибольшее внимание собирал "разрез" знаменитого дизеля В2 танка Т-34 (кстати, впервые он появился не на Т-34 (1940), а на танке БТ-7М (1937)). Удивительно было другое ... На самом почетном месте - в главной аудитории - стоял "разрез" странного двигателя, сильно похожего на ВАЗ-2106, но явно отличающегося от него "навеской". Это был ... дизель ВАЗ!!! ... А для нашей темы он важен тем, что он был снабжен очень оригинальной, не имеющей аналогов ни до, ни во время, ни после и сейчас, системой резонансного наддува! На впускном коллекторе этого дизеля имелась "бочка", объем которой менялся поршнем, перемещавшимся под действием оригинального механизма, напоминающего барометр. В зависимости от оборотов дизеля этот поршень, перемещаясь, менял объем "бочки", удерживая в ней пучность, то есть избыточное давление. Благодаря этому эффекту воздух подавался в цилиндры под давлением до 0.5 бар (изб.), что позволяло снимать с 1.6 л. до 50 л.с., что в то время для дизелей такого объема было очень солидной цифрой! .... Будете смеяться, но серьезно - эта технология резонансного наддува испытывалась и внедрялась на МеМЗ (двигатели для "Запорожцев"), где с МеМЗовских "сорокопятки" и "полтинника" (с ВАЗовским карбюратором Solex) удавалось снимать до ... 80 л.с.!!!
Присмотрелись мы и обнаружили, что раструб первичной части системы впуска упирается аккурат в "нос" крышки капота, если её закрыть. Таким образом, при закрытом капоте все эффекты "рычания" должны усиливаться!!! Друзья - так это или нет?????
Параллельно вспомнили форму системы впуска на "отце" DFM H30 Cross - PEUGEOT Partner Origin, у которого первичный фрагмент имел наверху несколько тонких прорезей (на "крышке" DFM H30 Cross на этом месте ребра жесткости).
И "само собой" родилось решение "синдрома рычания" - первый путь: усилить "крышку", но второй путь - проделать несколько отверстий в "коробке", чтобы:
- минимизировать резонансные явления;
- воздух испытывал минимум сопротивления из-за плотного прилегания крышки капота к раструбу впуска;
- двигателю было "легче дышать" на больших оборотах и/или когда педаль газа "в полу".
Теоретически (подчеркиваю) после проделывания отверстий двигатель должен и быстрее раскручиваться и меньше расходовать топлива (Без фанатизма! Меньше, но можно и не заметить!).
Другое дело, что, проделав отверстия, проходящий через них воздух может создавать неприятный свист. Поэтому мы хотели сначала поэкспериментировать на нашем тест-драйвовском DFM H30 Cross ... Но пост Уважаемого dok и заставил раскрыть проект немного раньше срока
В следующих постах - размещу фотографии и результаты испытаний!!!
"В наше время верить нельзя никому ...
Иногда нельзя верить даже себе ...
Мне - можно!"
Мюллер (в исполнении Леонида Броневого)